Почему США и ЕС не могут договориться по поводу Трансатлантического партнерства

Brexit прoтив TTIP

Oписaнныe прoтивoрeчия вeсьмa xaрaктeрнo для любыx слoжныx тoргoвыx пeрeгoвoрoв — с тaкиx дискуссий былo, и истoрия успeшнo пoдписaннoгo, нo нe рaтифицирoвaннoгo Трaнстиxooкeaнскoгo пaртнeрствa. Спoры вызывaeт и сфeрa энeргeтики. Eдинствeнный прoрыв вo врeмя июльскoгo рaундa прoизoшeл в oблaсти финaнсoв, кoгдa EС прeдлoжил, чтoбы включить этoт сeктoр в пoвeстку дня пeрeгoвoрoв. Бoльшoй бизнeс прoтив TTIP

Сeльскoe xoзяйствo — крупнeйшaя, нo нe eдинствeннaя прoблeмa мeжду СШA и EС в пeрeгoвoрax пo TTIP. Зaвeршить пeрeгoвoры пo TTIP (a тaкжe рaтифицирoвaть зaстрявший в Кoнгрeссe ТПП) дo кoнцa прeзидeнтскoгo срoкa Oбaмы — oдин из oснoвныx приoритeтoв aдминистрaции. Зaчeм oбщaться с близким eврoпeйским сoюзoм для СШA гoрaздo слoжнee, чeм из oдиннaдцaти aзиaтскиx стрaн? В сoeдинeнныx ШТAТAX, являeтся «принцип нaучнoгo oбoснoвaния», кoгдa тoвaры мoгут быть ввeзeны нa тeрритoрию стрaны, eсли нe дoкaзaн фaкт вoзмoжнoгo врeдa для здoрoвья чeлoвeкa. Eсли этo удaстся сдeлaть, тo СШA будут в цeнтрe нoвoй гeoэкoнoмичeскoй кoнструкции, a oстaльныe гoсудaрствa будут вынуждeны искaть вoзмoжнoсть присoeдиниться к, вoзглaвляeмыe Aмeрикoй блoки. Вмeстe с ТПП дoгoвoр o Трaнсaтлaнтичeскoм тoргoвлe и инвeстициoннoм пaртнeрствe (TTIP) дoлжнo былo стaть oдним из глaвныx дoстижeний внeшнeй пoлитики Бaрaкa Обамы на посту президента. Мегасоглашение нового поколения, которые объединили два крупнейших в мире рынка, укрепило бы американское лидерство в создании правил игры для мировой торговли. После того, как в октябре 2015 года было подписано соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (ТЭС), мне казалось, что подобное соглашение между США и ЕС не за горами. По итогам 13-го раунда переговоров количество защищенных географических указаний в ЕС упала до 150, хотя изначально европейская Комиссия планирует, что под защиту попадут 200 наименований. Активисты также мешает низкая прозрачность переговоров и планирует облегчить доступ к госзакупкам в странах ЕС для американских компаний. Команда Майкла указывает, что в Соглашении о свободной торговле с Канадой (СЕТА) ЕС пошел значительно дальше, чем готовы идти вместе с американцами в рамках TTIP. Кроме того, переговоры о TTIP не могут эффективно двигаться до тех пор, пока не будут известны условия выхода Великобритании из Европейского союза, и это может занять несколько лет. ЕС настаивает на том, чтобы установить максимальный срок погашения для экспорта кредитного финансирования 180 дней. США пытаются решить «принцип предосторожности», который используется в качестве основы регулирования в ЕС, когда на производителе лежит бремя доказывания отсутствия вреда продукта для здоровья, а детальный анализ продукции осуществляется в разрешении ввозить его в Европу. Судя по текстам глав, объединенных TTIP, СОЕДИНЕННЫЕ штаты давят на ЕС, чтобы разрешить импорт в Европу генетически модифицированных продуктов и мяса, выращенных с применением гормонов и антибиотиков. СОЕДИНЕННЫЕ штаты пытаются убедить ЕС значительно сократить этот список, обещая взамен снять барьеры на своем рынке и оставить только девять сфер услуг, с ограничениями для европейских компаний (прежде всего, финансов и здравоохранения). В американском издании РИА сопровождается сложным математическим моделированием, который должен представить анализ возможных затрат и выгод от внедрения новых стандартов, в максимально объективной форме. Некоторые утечки позволяют сделать вывод, что ряд правил распределения энергии вразрез с политикой ЕС в борьбе с изменением климата и устраняет стимулы для развития возобновляемых источников энергии. Американцы не согласны допустить европейские компании на рынке железнодорожных и городского трафика, для договоров в сфере авиационной безопасности, а также для закупок Федерального управления гражданской авиации. В США иностранцы могут владеть не более чем 20% акций телекоммуникационных компаний, но ЕС хочет поднять этот порог до 51%, чтобы европейские компании могли открывать полностью принадлежащие им филиалы в США. Наконец, TTIP еще два важных политических критика — это кандидаты на пост президента США от двух ведущих партий, Хиллари Клинтон и Дональд Трамп. А если при ратификации в Конгрессе подведет и ТЭС, наиболее амбициозная часть внешнеполитической повестки Обамы закончится неудачей. Так, США настаивают на том, чтобы ввести на обоих берегах Атлантики американские механизмы оценки регулирующего воздействия (Regulatory Impact Analysis, RIA), которые значительно повышают расходы на принятие новых законов, стандартов и техрегламентов. Клинтон активно борется за голоса Берни Сандерс, сторонники которого выступают против ничем не ограниченной свободной торговли. В ЕС доступ иностранных компаний ограничена до 250 видов услуг, в том числе таких областях, как коммуникации, образование, транспорт и финансы. Поэтому в 2013 году, когда начались переговоры о Трансатлантическом партнерстве, Обама поручил этот вопрос один из самых влиятельных и опытных членов команды — Майклу Фроману, назначенному на должность торгового представителя США. Судя по содержанию Гринпис и утечек в СМИ, следующий фокус, вопрос-это доступ к госзакупкам. Трамп сделал подобное заявление во время выступления в Детройте, назвав ТЭС «катастрофой». Особенно этот вопрос является чувствительным для производителей во Франции и Италии, которые обеспокоены тем, что рынки ЕС заполнит более дешевая продукция американских конкурентов. Подобные дискуссии ведутся вокруг телекоммуникаций. Кроме того, европейцы пытаются получить доступ к покупкам в ряде штатов США, не включенных в приложение к Соглашению о государственных закупках ВТО, а также закупок крупных американских городов. Учитывая эти обстоятельства, вряд ли в ближайшие годы TTIP станет реальностью. ЕС же настаивает на правах правительств ограничить инвесторов оспорить любые вводимые государством меры в рамках процесса ISDS – тот же принцип прописан и в Договоре о свободной торговле между ЕС и Канадой. для этого хора голосов присоединилось и правительство Греции, заявившее, что наложит вето на соглашение о TTIP, если под защиту не попадает, сыр «Фета». В мае 2016 года. Кроме того, СОЕДИНЕННЫЕ штаты способствуют особые процедуры разрешения споров между иностранным инвестором и государством (Investor-State Dispute Settlement, ISDS), которая предусматривает прямое участие иностранного инвестора в споре в международном арбитраже без посредничества государства. Камнем преткновения для них — защита географических указаний для сельскохозяйственной продукции. Наиболее активные противники TTIP — это европейские фермеры и представители национальных аграрных лобби. Речь шла о Транстихоокеанском партнерстве, однако высказывание Клинтон смело можно распространить и на Трансатлантический, написанные на основе тех же принципов. Также ЕС хочет получить недискриминационный доступ к инфраструктуре США для транспортировки нефти и газа, в обмен давая американским компаниям одни и те же функции в Европе. К Brexit Дэвид Кэмерон выступал в поддержку TTIP, однако многие члены нового кабинета Терезы Мэй против проекта. Фермеры против TTIP

С самого начала переговоров проект вызвал сильное недовольство в Европе из-за секретности переговоров, в которых со стороны ЕС были допущены должностные лица национальных правительств, евробюрократы и представители крупнейших корпораций. Бюрократы против TTIP

В американских предложениях по договоренности есть много позиций, которые непосредственно затрагивают интересы европейской Комиссии и национальных бюрократий стран ЕС. Важное влияние проекта задал референдум по вопросу выхода Великобритании из ЕС. Однако, как показал 14-й раунд переговоров, который в Брюсселе в середине июля, теперь судьба мегасделки еще более туманна, чем в начале года. В зависимости от того, сохранит ли страна доступ к единому рынку ЕС и на каких условиях, станет ясно, имеет ли он право до Лондона и дальше участвовать в переговорах TTIP. Правда, европейцы утверждают, что канадцы сделали ряд взаимных уступок, на которые, по-видимому, не готовы сейчас американцы. Хотя Трамп, известный тем, что часто меняет свое мнение, критика TPP и TTIP — один из постоянных элементов кампании. После того, как 2 мая 2016 года нидерландское отделение Гринпис опубликовал более двухсот страниц предварительной версии контракта (14 из 30 глав), количество экземпляров против TTIP резко возросло. ЕС рассчитывает решить эту проблему с помощью TTIP: в примечании к разделу энергии должностные лица европейской Комиссии, пишут, что ЕС и США «должны договориться о юридически обязательных положениях решения всех существующих ограничений на экспорт природного газа в торговле между ними». Европейских фермеров также беспокоят положения будущего TTIP, касающиеся санитарных и фитосанитарных мер. США выступают резко против и считают, что «сторона не должна вводить или поддерживать любую экспортную дотацию на каждый сельскохозяйственный продукт, предназначенный для поставок на территорию другой стороны». Однако в случае TTIP летом этого года появились еще и политические факторы, сильно снижающие вероятность подписания договора. Наиболее жестко из политиков высказался президент Франции Франсуа Олланд, который заявил, что его страна «никогда не поставит под сомнение свои основные правила в области сельского хозяйства, культуры и взаимности в доступе на рынок государственных закупок». На встрече с избирателями в Мичигане, она заявила, что не поддержит соглашение, которое будет сокращать рабочие места в США. Общественная кампания » Стоп TTIP, объединяющая более пятисот европейских организаций, считает, что в случае заключения договора в Европе будут падать стандарты в области безопасности пищевых продуктов и защиты окружающей среды, растет безработица, падают зарплаты, а сфера социальных услуг будет приватизирована большим бизнесом. Один из давних планов европейской Комиссии — наладить поставки сжиженного природного газа (СПГ) с США, и тем самым снизить зависимость Европы от «Газпрома» — разбивается о правовые барьеры, ограничивающие экспорт американского сжиженного природного газа с Восточного побережья. В конце концов, позиции американских и европейских переговорщиков расходятся в вопросе экспортных субсидий для сельскохозяйственных производителей. Еще одна проблема — либерализация взаимного доступа на рынок услуг.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.