Фигурное катание: Уход Амодио и возвращение Савченко. Чемпионат Европы

Суббота. Братислава. Алена САВЧЕНКО с новым партнером Брюно МАССО. Фото: Reuters

Завершившееся в Братиславе первенство Старого Света запомнилось прощанием с большим льдом Флорана Амодио и фурором, который произвело выступление Алены Савченко.

 

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Братиславы

 

УКРАДЕННОЕ ШОУ

 

Бывают в спорте моменты, в сравнении с которыми меркнут погоня за сложностью, результатом, национальные пристрастия и извечные обсуждения судейства. Когда во главу угла становится совершенно особенная, глубинная суть спорта — преодоление себя, не поддающееся никаким формулам и логике.

 

Таким моментом стало в четверг выступление Флорана Амодио. Его прощание с большим льдом, лебединая песня.

 

Карьеру француза бразильского происхождения принято считать фартовой, но с таким же успехом ее можно назвать трагичной. Перейдя в мае 2010-го в группу Николая Морозова, Флоран однозначно нашел своего тренера. Ему вообще везло с наставниками. Прежний — Бернар Глессер — приметил парня, когда тому было всего четыре года — на сеансе массового катания на городском катке. Провел его через многие трудности роста, в частности — крайне неприятную болезнь Шляттера, из-за которой Флоран не мог кататься полтора года: нужно было выдержать этот срок в ожидании, когда стабилизируется и окрепнет подколенная «зона роста» — хрящевая ткань берцовых костей.

 

Но чемпионом Европы Амодио стал в 2011-м уже у Морозова. Просто потом в связи с тем, что у Николая катались в России сразу несколько претендентов на участие в Играх-2014, тренеру поставили условие: от работы с иностранцами он должен отказаться.

 

С тех пор Флоран хоть и пытался оставаться на плаву, но результаты начали снижаться. На европейском первенстве олимпийского сезона он остался 13-м, в Сочи показал 18-й результат, с чемпионата мира снялся. Следующий сезон вроде бы получился более удачным, но завершился он тем, что француз просто перестал тренироваться. Вообще потерял какую бы то ни было точку опоры в своей вроде бы длинной, а на самом деле стремительно промелькнувшей спортивной жизни.

 

Уже окончательно решив для себя к началу нынешнего сезона, что никакого фигурного катания в его жизни больше не будет, Флоран позвонил Морозову. То ли попрощаться, то ли услышать напоследок хоть какие-то слова поддержки от бывшего наставника. Все-таки фигурное катание составляло слишком большую часть его жизни, чтобы вырвать его из себя можно было бескровно. Морозов же сказал: «Приезжай».

 

О том, что братиславский чемпионат станет для него последним стартом, Амодио сообщил журналистам заранее. От него, собственно, ничего не ждали даже французы. Вид маленькой субтильной фигурки со вселенской скорбью в глазах вызывал уже не интерес, скорее — глубокую жалость. Особенно после того, как фигурист остался в короткой программе восьмым, не прыгнув четверной прыжок.

 

А потом наступил кульминационный момент. Когда на льду — после дикой, отчаянной и все-таки победной битвы с собой и прыжками, упав на колени в центре льда плакал фигурист, а у борта, повиснув на нем и уронив голову на руки, точно так же плакал его тренер.

 

Чуть позже я отыскала Морозова на улице, где тот нервно курил у служебного входа. Поздравила, высказала сожаление, что сотрудничество, начавшееся пять лет назад, было так несвоевременно оборвано. Николай грустно улыбнулся и сказал: «Кто знает, как должно было быть? Не случись того вынужденного ухода, может быть никогда не случилось бы и такого выступления, как сегодня? Флорана же теперь, я уверен, будут помнить долго».

 

В английском языке для подобных случаев давно придуман специальный термин — steal the show. Подразумевается под этим ситуация, когда герой второго плана каким-то образом вдруг забирает на себя внимание публики, оставляя в тени главную звезду. То, что Амодио «украл шоу» у Фернандеса стало после прощального проката столь же очевидно, как и то, что испанец получит свой четвертый по счету высший титул континентального первенства, как бы он ни откатался.

 

Так оно, собственно, и получилось.

 

МИМОЛЕТНОЕ СВИДАНИЕ С СЕРЬЕЗНЫМИ НАМЕРЕНИЯМИ

 

Пятикратная чемпионка мира Алена Савченко, вернувшаяся в любительский спорт с прежними амбициями и новым партнером Брюно Массо, произвела в Братиславе фурор, показав прекрасный для дебюта результат. 

 

Рассуждая в начале осени о вновь сложившейся и нигде еще не выступавшей французско-германской паре, олимпийский чемпион и известный тренер Олег Васильев сказал:

 

— Из тренировок Савченко и Массо видно, что очень многие сложные вещи — подкрутки, выбросы — они делают хорошо и качественно, на хорошем техническом уровне. Как это все будет происходить на соревнованиях неизвестно, потому что непонятно, как эта пара поведет себя в стрессовой ситуации. Спортсмены слишком долго были «законсервированы» в Оберстдорфе и из-за запрета со стороны французской федерации не имели возможности даже кататься в показательных выступлениях.

 

Свободу Брюно Массо немецкая федерация фигурного катания у французов просто-напросто купила. За деньги. По рассказам немецких коллег сначала французы заломили совершенно немеренную сумму за достаточно среднего (как всем тогда казалось) фигуриста — 100 тысяч евро. Сошлись в итоге на тридцати. Но с оговоркой: расплатиться с федерацией Савченко и Шелковы обязаны в ближайшее время. Как только начнут зарабатывать катанием.

 

Как раз по этой причине слабо верилось в то, что фигуристы могут сняться с чемпионата Европы, хотя такое слухи до начала турнира курсировали вовсю. Единственный старт Савченко и Массо на турнире в Таллине показал, что возвращаться фигуристы собираются отнюдь не аутсайдерами. То есть место в сильнейшей европейской тройке если не гарантировано, то более чем реально. В то же самое время статус дебютантов-первогодок освобождал от чрезмерной ответственности.

 

Повезло фигуристам и с тренером. Александр Кениг всегда стремился получать от жизни удовольствие. Не сильно истязал себя, катаясь за Германию с Пегги Шварц, потом, став тренером, совершенно не намеревался «тонуть» в профессии без остатка. Закончил гастрономический университетский курс, изучая гастрономию, как зеркало мировой культуры, начал рисовать и даже провел несколько персональных выставок. Программа, на идее которой Кениг сошелся со своим коллегой Ростиславом Синицыным (и которую тот хореографически воплотил на льду) получилась очень «вкусной» и я бы сказала, «французской»: легкой, танцевальной, радостной, словно ни к чему не обязывающее свидание двух мимолетно влюбленных друг в друга людей.

 

Первый же прокат подтвердил, что намерения немецкой пары более чем серьезны, хотя Алена после проката назвала его «рабочим». До личного «таллинского» рекорда Савченко и Массо не хватило чуть меньше балла, но показанный фигуристами результат заметно превышал личный рекорд прошлогодних бронзовых призеров чемпионата Европы Евгении Тарасовой и Владимира Морозова. 

 

Хоть в произвольной программе немецкий дуэт по вине партнера сорвал поддержку (Брюно признался, что за все время совместных тренировок такое произошло с ним впервые), тем не мене уверенное второе место — отличный результат. 

 

Спорт-Экспресс

 

БРАТИСЛАВА. Чемпионат Европы. Мужчины. 1. Фернандес (Испания) — 302,77 (102,54 + 200,23). 2. Быченко (Израиль) — 242,56 (84,09 + 158,54). 3. Ковтун (Россия) — 242,21 (88,09 + 154,12). 4. Амодио (Франция) — 240,96 (78,28 + 162,68). 5. Коляда (Россия) — 236,58 (77,58 + 159,00). 6. Ригини (Италия) — 236,36 (82,33 + 154,13)… 15. ПАВЛОВ (Украина) — 189,65 (68,78 + 120,87). 

 

Женщины. 1. Медведева (Россия) — 215,45 (72,55 + 142,90). 2. Радионова (Россия) — 209,99 (70,96 + 139,03). 3. Погорилая (все — Россия) — 187,05 (63,81 + 123,24). 4. Кучвальская (Латвия) — 176,99 (58,99 + 118,00). 5. Родегьеро (Италия) — 170,76 (61,01 + 109,75). 6. Мейте (Франция) — 161,23 (57,35 + 103,88)… 21. ХНЫЧЕНКОВА (Украина) — 128,80 (47,90 + 80,90). 

 

Пары. 1. Волосожар/Траньков (Россия) — 222,6 (79,77 + 142,89). 2. Савченко/Массо (Германия) — 200,78 (75,54 + 125,24). 3. Тарасова/Морозов (Россия) — 197,55 (70,17 + 127,38). 4. Джеймс/Сипре (Франция) — 185,55 (62,10 + 123,45). 5. Маркеи/Готарек — 182,61 (58,47 + 124,14). 6. Делла Моника/Гуаризе (все — Италия) — 178,97 (61.51 + 117,46). 

 

Дуэты. 1. Пападакис/Сизрон (Франция) — 182,71 (70,74 + 111,97). 2. Каппеллини/Ланотте (Италия) — 178,01 (72.31 + 105,70). 3. Боброва/Соловьев — 176,50 (68,71 + 107,79). 4. Синицина/Кацалапов — 172,65 (68,33 + 104,32). 5. Степанова/Букин (все — Россия) — 165,55 (66,65 + 98,90). 6. Кумс/Бакленд (Великобритания) — 162,75 (64,26 + 98,49)… 26. ГАЙСТРУК/ОЛЕЙНИК (Украина) — 44,44 (выступали только с коротким танцем). 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.